25 апреля 2016

Большое норвежское путешествие. День двадцатый. (+ видео)

22 июля 2013 года

На двадцатый, юбилейный, день нашего путешествия норвежская погода решила сделать нам щедрый подарок. С самого утра на голубом безоблачном небе сияло солнце и в воздухе не ощущалось ни малейшего дуновения ветра. На завтрак мы снова расположились за столиком у края воды, идеально гладкая поверхность которой была подобна зеркалу.




Закончив трапезу и собравшись выдвигаемся в путь. В лучах теплого солнца Норвегия играет всеми красками, что вынуждает нас часто останавливаться для того чтобы спокойно впитать окружающую красоту и запечатлеть её на снимках.


Доехав до Согндалсфьоры сворачиваем с 55 дороги на шоссе номер 5 и вскоре подъезжаем к паромной переправе.


Паром довольно шустро пересекает фьорд, поэтому машину можно не покидать, да и пойти на небольшом судёнышке некуда. Съехав на противоположном берегу, продолжаем движение до поворота на 16 дорогу. Эта дорога, точнее её часть - следующая точка нашего маршрута. Отсюда, из Лердала, начинается самый длинный в мире автомобильный тоннель - Лердальский. 

Строительство тоннеля продолжалось 5 лет, с 1995 по 2000, его протяженность - 24,5 километра. Лердальский тоннель - важная транспортная артерия, являющаяся частью трассы Берген-Осло и способная по короткому и безопасному пути пропускать по тысяче автомобилей в день в любое время года. Но помимо этого, Лердальский тоннель - это ещё и достопримечательность. Новаторские инженерные решения, интересные, вероятно, не всем, тесно переплетены здесь с решениями дизайнерскими, мимо которых трудно пройти. Точнее, проехать. Так, весь тоннель разделен на отрезки специальными гротами, где можно остановиться или развернуться. Важную роль в их оформлении играет подсветка, в каждом гроте своего цвета.


Мы поступили как поступают многие приезжающие сюда - доехали до первого грота, побродили, пофотографировались, развернулись и поехали обратно. Но не потому, что нам не надо на ту сторону высоких гор, а потому что мы поедем туда по старой горной дороге с номером 243, той самой, которую заменил современный технологичный тоннель.


Ехать по узкой петляющей дороге намного интереснее чем по прямому мрачному коридору тоннеля. Тем более что раз уж погода благосклонна к нам, грех прятаться от нее в подземелье.


Дорога, естественно, радует не только драйвом, но и окружающими пейзажами - горы, леса, речки и чистое голубое небо.


Забравшись повыше в горы, тормозим на площадке у дороги чтобы погулять и сделать несколько снимков. Внезапно замечаем на бетонной дорожке возле стоянки знак "достопримечательность". Идем по дорожке и попадаем к пещере, перед которой стоит информационный стенд. 


Это, как говорят норвежцы, "провокационный арт-проект", о бедных зверушках и злобных человеках. В пещере, за стеклом, свалена огромная куча самого разнообразного мусора, сверху на которой лежит весьма потрепанный "медведь".


Поразившись задумке неизвестного нам автора, решившего разместить эту экспозицию в глухих горах, возвращаемся к тому для чего остановились изначально - к видам.


Едем дальше, поднимаясь выше в горы. И вот на обочинах снова появляется снег.


Вдруг впереди замечаем большое скопление людей и машин возле какого-то здания. Подъехав ближе видим нарисованную на асфальте финишную черту и нескольких пересекающих её велосипедистов. Мы попали на какое-то велосоревнование! Теперь и мы на маршруте, правда в противоположную сторону. И главное для нас в этой гонке не победа. Главное - не закатать никого из участников :)


А участники эти попадались навстречу с завидной регулярностью практически до самого конца дороги 243.


Ближе к концу этой дороги, перед тем как она зигзагами быстро спускается с гор к городу Эурланну, мы нашли ещё одну незапланированную, но очень интересную достопримечательность - смотровую площадку Стегастейн. Площадка - настоящее произведение дизайнерского искусства. Она выполнена в виде мостика длиной 30 метров, внезапно заканчивающегося над пропастью. 


Заканчивается он стеклянной оградой, символизирующей, по задумке авторов, призрачность границ между человеком и природой.


Смотровая площадка позволяет окинуть взором весь Эурланнфьорд с высоты 600 метров, а также город Эурланн и нашу 243 дорогу, спускающуюся к нему. Виды нереально фантастические и, в этот раз, даже не прикрытые облаками!



А вот следующую точку нашего маршрута, деревушку Флом, со Стегастейна не видно, хотя и находится она совсем рядом - в конце Эурланнфьорда. Однако, очень скоро мы уже оказываемся там, на большой парковке рядом с железнодорожной станцией.


Флом - популярное туристическое место, сюда в обязательном порядке заходят огромные круизные паромы. А главной местной достопримечательностью является железная дорога. Фломская железная дорога - один из настоятельно рекомендуемых аттракционов Норвегии. Эта железнодорожная линия протяженностью 20,2 км является веткой Бергенской железной дороги и используется главным образом в туристических целях. Дорога поднимается на 863 метра в горы, при этом большую часть трассы дорога поднимается на 1 метр за каждые 18 метров пути. Это один из самых крутых железнодорожных подъемов в мире.

Но мы не собираемся просто покататься на электричке. По плану мы поднимемся наверх на поезде, а оттуда спустимся обратно на велосипедах! Для этого нам надо купить билеты и арендовать эти самые велосипеды. Поскольку подобный способ путешествия тут очень популярен, велосипед можно взять прямо возле поезда, а в нем самом предусмотрены места для транспортировки велотранспорта.


Строительство ветки началось в 1924 году, а первый регулярный рейс прошел тут только в 1939. Дорога включает в себя 18 тоннелей, общей протяженностью 6 километров. Тоннели пробивались вручную, а чтобы не возводить ещё и мосты, строители изменили русло реки, вдоль которой проходит трасса.

Билеты совсем не дешевы - около 300 норвежских крон в одну сторону (по курсу 2013 года это 1650 рублей), полный билет - около 450 крон (почти 2500 рублей). Велосипеды, как позже выяснилось, можно было взять и наверху, на конечной остановке, сдав затем внизу, но мы не знали, поэтому схватили их тут и побежали на уже собиравшийся отходить поезд.


Виды открывающиеся из окон поезда - нереальные. Здесь и горы, и фьорды, и водопады. Всё, чем славится Норвегия.


На трассе есть одно единственное место для разъезда встречных поездов. Это действо тоже превращено в аттракцион - подождать встречный поезд и поприветствовать его пассажиров.


В пути поезд делает 10 остановок, из них на одну попасть другим способом не получится, это специальная остановка у мощного водопада Кьосфоссен. Здесь поезд стоит 5 минут, можно выйти пофотографировать. А чтобы было веселее, для туристов организовано представление: внезапно из-за шума водопада начинает доноситься волшебная музыка, а на развалинах возле водопада появляется танцующая девушка в красном платье, эдакая вольная трактовка сказочного существа из скандинавского эпоса по имени Хульдра.


Наконец, примерно через 40 минут путешествия, поезд прибывает на конечную станцию Мюрдал. Здесь нам вручают наши велосипеды и мы отправляемся в обратный путь. Велосипеды, к слову, весьма посредственные, и если бы у нас было больше времени, мы бы наверняка взяли бы другие. 

Здесь стоит сказать, что не все Три Облезлых Кота единодушно восприняли идею велосипедной прогулки. Andre был вовсе не рад этой затее, ссылаясь на давность последнего опыта обращения с двухколесной машиной, но за время путешествия на поезде, он, кажется, смирился с неизбежностью предстоящего заезда.


Первая часть пути представляет из себя крутой спуск по усыпанной булыжниками дорожке. Это самая сложная и самая неприятная часть маршрута, к счастью, недолгая.


Дальше дорога намного приличнее и можно наконец любоваться происходящим вокруг. А вокруг - сказочная красота.





Велодорожка, как и "железка", проходит через тоннель. В нем ужасно темно и только свет в его конце дает надежду на спасение. Главное для велосипедиста - не делать в этой темноте резких движений, чтобы не упасть.


Дорожка идет вдоль железнодорожных путей, то рядом, то снизу, то сверху, периодически их пересекая.



Поэтому есть все шансы увидеть поезд и снаружи.


А те виды, что проносились за окном можно рассмотреть повнимательнее, заснять, а иногда даже потрогать.




Речка, русло которой пришлось переместить при строительстве железной дороги, так же постоянно бежит рядом, лишь иногда скрываясь в пещерах.


А иногда, наоборот, широко разливаясь. В одном из таких мест стоит знак, предупреждающий о коварстве местных вод.


И правда, если приглядеться повнимательнее к спокойной поверхности воды, становится видно, как она готовиться поглотить очередного красного человечка, незаметно, по чуть-чуть, раскручивая коварные воронки.


И вот мы внизу. Здесь дорога уже не только велосипедная, но и автомобильная, нужно быть внимательным и держать ухо востро. 


Добравшись до станции сдаем велосипеды. На всю прогулку у нас ушло три с половиной часа. Что можно сказать в итоге? Поездка на поезде выглядит слегка переоцененной. Да, виды прекрасны, но характерны для Норвегии. Да, это гениальное инженерное сооружение, но это сложно оценить сидя в пассажирском вагоне. Да, какое-то шоу у водопада, но оно не стоит тех денег. В общем, интересно, но не слишком. И единственное безусловное "да" это то, что поезд - единственный способ подняться из Флома до станции Мюрдал не своим ходом, чтобы затем спуститься обратно уже своим. А вот это сделать опеределенно стоит. Именно велопрогулка по живописным и интересным местам сделала это приключение исключительно увлекательным и запоминающимся.


Время уже позднее, поэтому спешно покидаем Флом и мчимся в сторону нашей завтрашней цели - Бергена. По пути заезжаем к водопаду Твиндефоссен, самому высокому, 150 метров, в Норвегии. Осматриваем его бегло и едем дальше.


Уже ночью подъезжаем к Бергену. Удивительно, но по пути нам не попалось ни одного кемпинга вблизи города. Поэтому проезжаем мимо него и почти в 4 часа утра по местному находим наконец какой-то кемпинг. "Каким-то" оказался Skogtun Camping, где по счастливой случайности администрация ещё не спала и мы смогли вписаться. У кемпинга оказался один существенный недостаток - он был набит не просто людьми, а подростками. Здесь расположилась большая группа французских школьников и чуть меньшая российских. И надо сказать, наши на фоне французов очень выгодно отличались. Если те всю ночь орали, бегали, употребляли крепкие напитки и занимались чёрт знает чем никого не стесняясь, то наших не было слышно и почти не было видно, так что если они и делали что-то нехорошее, то совершенно никого при этом не тревожили. Молодцы.

Мы же расположились, как только смогли дальше от них всех, недалеко от берега, с которого в эту ясную ночь открывался прекрасный вид.


На этом завершился наш велодень. Правда не у всех. Когда остальные Коты отправились спать, Myxa_M "взял мотыля и пошел на реку. Сел на берегу, закинул удочку..." но так и не клюнуло. Маршрут двадцатого дня:


Спасибо за внимание, продолжение следует :)


Видеоверсия двадцатого дня путешествия:



Комментариев нет:

Отправить комментарий