01 мая 2017

Большое Прибалтийское Путешествие. День девятый.

14 Июля 2014 года

Улица, а точнее аллея Джохара Дудаева в Риге - это типичный, тихий и спокойный, спальный район крупного города. Первая задача которую нужно решить - как добираться отсюда до центра города. Можно, конечно, на машине, но это не имеет большого смысла поскольку сопряжено с проблемами с парковкой, а ходить всё равно пешком. Значит, общественный транспорт. Он в Риге неплохо развит. Здесь есть автобусы, троллейбусы и трамваи.






По совету тётеньки занимавшейся нашим ночным размещением, мы доходим до остановки и покупаем там в ларьке карточки на 5 поездок. Из её же рассказа мы уже знали на каких маршрутах автобусов и троллейбусов мы сможем добраться до центра, но для тех кто не знает на остановке присутствует большая карта. Кроме того, существует удобный официальный сайтна русском языке в том числе.

Итак, мы дождались подходящего троллейбуса, оплатили поездку, приложив карточку к валидатору и он покатил нас по городу. К слову, за зайцами ведется охота, периодически заходят контролёры и штрафуют безбилетников. Едет троллейбус быстро, не тащится как у нас. Общественному транспорту строго уступают, поэтому  от остановки автобусы и троллейбусы отъезжают резко и что называется "не глядя". В общем, через полчаса мы вылезаем из салона рогатого транспортного средства в самом центре города.


Напротив - памятник Свободы. Он установлен в 1935 году в память о павших в борьбе за независимость Латвии. Высота монумента - 42 метра, он выполнен из гранита, травертина, бетона и меди, у основания размещены 13 скульптур и барельефов, изображающих важные вехи в истории страны. Над ними, на вершине, стоит статуя Свободы по-латышски - женщина с тремя звёздами в руках. Звёзды, в данном случае, символизируют три исторические части Латвии. Надпись на памятнике означает "Отчизне и Свободе". 

Рядом с памятником расположены часы "Лайма". Они немного старше памятника, началом их хода считается 1904 год. На самом деле это не совсем так. Первые часы действительно появились на расположенном здесь павильоне трамвайной остановки, но только в 1924 году они были заменены на новые, башенной конструкции. "Лайма" - бренд конфетной фабрики. Однажды удачно размещенная реклама на часах в центре города, осталась здесь навсегда, хотя в советское время предпринимались попытки заменить рекламу то на нейтральное "Мир!", то на политическое "Слава КПСС!".

У нас, тем временем, возникает вторая задача, которую тоже нужно решить. Это поиск пищи. Заселялись мы поздно, спали относительно долго, поэтому на завтрак не было ни времени, ни продуктов. Но кушать хотелось...


Мы находимся на улице Калькю (латыш. Kaļķu iela), которая с 1950 по 1990 годы называлась улицей Ленина, т.е. одна из главных улиц города. Здесь расположено много ресторанов и магазинов, мы не стали долго ходить и выбрали для завтрака Double Coffee на углу с улицей Вальню (латыш. Vaļņu iela).


Позавтракав и набравшись... сил, начинаем свой тур по Старой Риге. Улица к этому моменту наполняется звуками музыки в исполнении небольшого молодёжного оркестра. Играют парни увлечённо и получается у них неплохо.


По улице Калькю мы доходим до площади Ливов (латыш. Līvu laukums). Эта площадь появилась на карте Риги в 1950 году, на месте здания, разрушенного во время войны. Изначально её назвали "Сквер у Филармонии", что соответствовало действительности. Нынешнее название было присвоено в 2000 году.


Две главные постройки на площади - расположенные друг напротив друга здания Большой и Малой гильдий. Большая гильдия - купеческая, Малая - гильдия ремесленников. На картинке - Малая.


Возле площади находится ещё одно легендарное строение, один из символов Риги - дом с чёрными котами. Этот дом, в стиле рационального модерна, построен недавно, в 1909 году. Однако, он уже стали известен на весь город и за его пределами, у него уже даже есть легенда. Она рассказывает о домовладельце Блюмере, который очень хотел попасть в Большую гильдию, но ему было отказано. В качестве ответа он расположил на крыше своего дома чёрных кошек, обращенных ...кхм... хвостовой частью к зданию Большой гильдии. Этот поступок вызвал бурю возмущения и стал причиной длительного судебного разбирательства. Как утверждается, суд постановил, что кошка - животное своевольное и никто им не указ, каким местом куда поворачиваться. Тем не менее, в какой-то момент (в какой - в легенде не уточняется) кошек всё же развернули "корректным" ракурсом. Сейчас здание является несомненным украшением площади Ливов, внутри расположены два ресторана и казино, а кошки стали одним из символов города.


Но не кошками едиными. На площади Ливов есть скульптурное изображение и другого животного. Это симпатичная коровка, на здании ресторана "Голубая корова" (латыш. Zilā Govs, местная мифическая порода коров), сразу повёрнутая, кстати, "лицом" к общественности.


Со скульптурами, немного забежим вперёд, в Риге вообще всё хорошо, полно и официальных памятников, и креативных изделий.


Вот и к ещё одной скульптуре мы подходим покинув площадь Ливов. Это памятник Бременским музыкантам, героям народной сказки, адаптированной братьями Гримм. Композиция состоит из четырёх животных, стоящих друг на друге: осла, пса, кота и петуха. Памятник был подарен Риге городом-побратимом Бременом в 1990 году. Про него существует целых две легенды - политическая и народная. Первая намекает на некий подтекст характерный для того времени, якобы зверушки выглядывают из-за железного занавеса, а вторая предлагает тереть носы всем им по очереди, предварительно загадав желание.


Здание, возле которого расположен памятник - Церковь Святого Петра. Это ещё один из символов Риги, общей высотой 123,5 метра, из которых больше половины это шпиль. До 1985 года это здание было самым высоким сооружением в Риге.


Церковь - старейшее культовое сооружение города, первые упоминания о нём относятся к 1209 году. Конечно, тогда это было совсем другое здание - маленькое, с отдельно стоящей башенкой. В XV-XVII веках, в ходе серии реконструкций, церковь обрела вид, подобный нынешнему и три обильно украшенных портала на фасаде.


Высоченный шпиль в нынешнем облике появился в 1690 году, после того как его прошлая реинкарнация обвалилась на ближайшие дома. Произошло это, кстати, в одна тысяча 666 году (совпадение? не думаю!). Позже, в 1721 году, шпилю вновь крупно досталось. От попавшей в него молнии начался пожар, существует версия что в его тушении принимал участие находившийся в тот момент в Риге российский император Пётр I. Так это было или нет неизвестно, но в любом случае это не помогло. В этот раз жителям соседних домов повезло больше - шпиль упал не на них, а просто "сложился" вертикально вниз. 

Он был воссоздан лишь к 1741 году и после этого просуществовал целых двести лет, до того, как сюда добралась Вторая мировая война. Церковь сильно пострадала от обстрелов и бомбёжек - шпиль, крыша и внутренности церкви были уничтожены. Решение заняться восстановлением здания было принято лишь в 1966 году. В 1973 году была окончена работа над новым шпилем, а внутри церкви работы продолжались до 1983 года.

Сейчас это действующая церковь, а наверху расположены две смотровые площадки. Увы, во время нашего визита почему-то всё было закрыто.


Недалеко от собора - одна из главных площадей Риги, Ратушная. В старые времена здесь располагался центральный рынок, а в 1334 году было возведено здание Ратуши, впоследствии несколько раз основательно перестроенное. Как и прочие сооружения на площади, оригинальная Ратуша была уничтожена в ходе арт-обстрела немецкими войсками 29 июня 1941 года. Современное здание мэрии - свежайший новодел.


На крыльце Ратуши лежит под стеклом огромный символический "ключ от города". Туристы пытаются около него фотографироваться, но получается так себе, стекло ужасно бликует.


Напротив Ратуши - ещё один новодел, воспроизводящий архитектурный шедевр прошлого. Это Дом Черноголовых. 

Здание появилось на карте Риги в 1334 году, когда Ливонский орден захватил город и занял здания обеих гильдий под свои нужды. Купцам, которых оттуда выгнали, надо было где-то собираться и они недолго думая отстроили себе новое здание. Дом тогда называли Новым. Позже, когда купцам вернули их здание, Новый дом отошёл отколовшемуся от гильдии объединению холостых торговцев - братству Черноголовых.

В 1941 году Дом Черноголовых также был снесён в ходе артобстрела. Однако, уже в 1946 году было принято решение восстановить это важное историческое здание. Год спустя оно попало в список архитектурных памятников всесоюзного значения, но продержалось там недолго. В мае 1948 года остатки дома были уничтожены, а на этом месте был разбит сквер.

К идее восстановления Дома Черноголовых всерьёз вернулись в 1990. Спустя два года, на его месте начались археологические раскопки, а в 1996 году стартовало строительство нового здания. И вот, в 1999 году в Ригу вернулся один из её архитектурных символов. Сейчас он является не только визуальным украшением столицы Латвии, но и активно участвует в её культурной жизни - здесь проходят концерты, выставки и встречи, президенты устраивают здесь приёмы высоких гостей.


Фигура с мечом на переднем плане - статуя Роланда. Подобные изваяния активно устанавливались в городах средневековой Европы. Роланд - герой эпоса, христианский рыцарь, являвший собой олицетворение честности, справедливости, смелости и прочих качеств настоящего воина.

Установка статуи Роланда в городе указывала на его достаток и благополучие, на свободу и независимость. Установленный на главной площади памятник обозначал, что город имеет ряд привилегий - собственное местное правосудие, право вести вольную торговлю и другие. Помимо этого предполагалось, что статуя определяет геометрический центр города, а острие меча - начало всех дорог.

Когда в Риге появился свой Роланд, точно неизвестно. В городских хрониках первое упоминание о нём относится к 1474 году, но уже в контексте реконструкции. Заказ на новую статую известный рижский скульптор Август Фольц получил в 1894 году. По проекту архитектора Вильгельма Неймана он создал монумент высотой более 6 метров, открытие состоялось в 1896 году.

Памятник оказался живуч, он уцелел в ходе революций и войн, получив лишь "ранения". Сегодня он перенесен в храм святого Петра, а его место на Ратушной площади заняла точная копия, являющаяся на сегодняшний день самым северным Роландом в Европе.


Есть на Ратушной площади ещё одна малоприметная достопримечательность. Чтобы заметить её нужно внимательно смотреть под ноги. Восьмиугольная плита с незамысловатым рисунком обозначает место, где в 1510 году впервые в Латвии, Европе и даже в мире, была установлена рождественская ёлка. Об этом сообщают надписи сделанные на гранях на нескольких языках. Правда, у этой версии есть противники, в частности соседи, эстонцы, убеждены что ёлку впервые поставили у них, почти за 70 лет до рижской.


С Ратушной площади выходим по улице Тиргоню (латыш. Tirgoņu iela), что значит "Купеческая". Известная ещё с XIV века, она была одной из главных торговых улиц города. На улице стоят жилые дома, некогда принадлежавшие купцам, построенные в Средние века, но перестроенные в основном в конце XIX - начале XX века.

С Тиргоню плавно переходим на улицу Краму, Мелочную (латыш. Krāmu iela). Здесь, в целом всё то же самое. Самое приметное здание улицы, с полукруглой "шапкой" на фасаде, на самом деле самое свежее, постройки 1985 года.


Напротив него - памятник в честь 500-летия рижской рожденственской ёлки. Установлен он, соответственно, в 2010 году. Памятник представляет собой конструкцию 10-метровой высоты, состоящую из каркаса и около 200 небольших зеркал, подвешенных на нити. Окружают монумент несколько аляповатых каменных животных, а венчает - петушок на палочке. В общем, надо постараться уловить здесь рождественскую ель.


Узкими улочками возвращаясь обратно, просачиваемся мимо Ратушной площади, между зданием Рижского технического университета и большой чёрной коробкой музея оккупации и выходим на площадь Латышских стрелков. В середине площади стоят на постаменте, собственно, сами стрелки.


Каменные мужчины, высотой 13 метров, появились здесь в 1971 году, в дополнение к музею Латышских красных стрелков, вместо которого теперь чернеется музей оккупации.

Латышские стрелки - это военные стрелковые части, сформированные во время Первой мировой войны из мобилизованных жителей Прибалтики. В 1915 году свежесозданные батальоны остановили стремительное наступление немцев у Риги. В 1916 году численность стрелков составляла более 12 тысяч человек. Они героически сражались на фронте и прославились своей железной дисциплиной, мужеством и отвагой. В 1917 году стрелки встали на сторону большевиков и затем активно использовались новой властью. Ко всему прочему, Латышская стрелковая советская дивизия стала первым соединением рабоче-крестьянской красной армии (РККА).

Снова обходим университет и оказываемся на углу улиц Паласта (латыш. Palasta iela), что значит "дворцовая", и Яуниела (латыш. Jauniela), что значит "новая". Дворцовой одна из них стала  в начале XVIII века, когда здесь появилась резиденция императора Петра I. Для этого было скуплено несколько домов, впоследствии перестроенных и объединенных. Сейчас это здание - по сути обычный дом, с элитными квартирами и коммерческими помещениями. А на связь с Петром I указывает памятная доска, установленная в 2009 году.


Вторая улица, Яуниела, хорошо знакома каждому советскому гражданину, даже никогда не бывавшему в Риге. Правда известна она под другими именами: как Цветочная улица из телефильма "Семнадцать мгновений весны" и как Бейкер-стрит из серии фильмов о Шерлоке Холмсе.


Яуниела выводит нас на ещё одну крупную площадь Старой Риги - Домскую (латыш. Doma Iaukums). Архитектурный ансамбль площади относительно свеж, в основном он относится к XIX веку. Его основные компоненты - здания Биржи и Латвийского радио.


Но главное сооружение здесь, конечно же, Домский собор. Собор начали строить ещё в начале XIII века, по указанию рижского епископа Альберта. Однако, самому ему так и не посчастливилось дожить до окончания строительства, растянувшегося на долгие годы. По свидетельствам очевидцев, священнослужителя похоронили прямо на стройке, но могила его до сих пор не найдена.

К концу XIII века собор достроили, а в XVI веке к нему пристроили башню, которую затем надстроили и снабдили деревянным шпилем. Свой нынешний вид здание обрело в конце XVIII века, когда в ходе реконструкции башни она была увенчана куполообразным шпилем с петушком на конце. Эта башня - одна из высотных доминант Старого города. Оригинальный петушок теперь музейный экспонат, а его место заняла другая, современная курица.


Ещё одна высотная доминанта - собор Святого Иакова, главная католическая церковь Латвии. Первые упоминания о храме на этом месте относятся также к XIII веку, а заметный издалека шпиль пристроили уже в XVIII веке. 


А недалеко от собора находится старейший жилой комплекс "Три брата". Три дома, расположенные на Малой Замковой улице (Маза Пилс, латыш. Mazā Pils iela) отражают характерные архитектурные тенденции различных периодов.


Старший брат, белый, был построен приблизительно в самом конце XV века. Здание ступенчатой формы, с деталями стиля ренессанс и небольшим крыльцом с каменными скамейками. 

Средний брат, жёлтый, появился в середине XVII века, на что указывают цифры на фасаде - 1646. В его облике присутствуют черты характерные для голландской средневековой архитектуры.

Младший брат, зелёный, появился к концу того же века. Это здание неоднократно перестраивалось, но в ходе последней реставрации ему вернули первоначальный облик. Сейчас здесь расположен Латвийский музей архитектуры, внутри воссозданы помещения XV-XVIII веков, а дворы объединены и также доступны для посещения. Со стороны двора в стены домов вмурованы элементы других, уже не существующих, зданий Риги: самый древний герб города со сгоревшего оружейного склада, портал утраченного Дома Черноголовых, фрагмент портала жилого дома.


Бредём дальше по улочкам Старой Риги. Наверное из-за того, что треть всех зданий Старого города была разрушена во время Второй мировой, и не всё было восстановлено так как было, город не так атмосферен, как, например, Старый Таллин.


Мы вышли на Замковую площадь, площадь Пилс (латыш. Pils laukums). Внимание здесь привлекает Церковь Скорбящей Богоматери, появившаяся в XVIII веке. Первоначальное здание было весьма скромным и неприглядным, настолько, что посетивший его в 1780 году австрийский эрцгерцог, император Иосиф II, выразил глубочайшее неудовольствие его видом и состоянием. Благодаря этому спустя пять лет появилось новое здание, ставшее настоящим украшением Замковой площади.


Церковь построили на месте замкового рва, а значит где-то рядом должен быть замок! Он расположен рядом с церковью, одной стороной выходя на Замковую площадь, а другой - на набережную главной реки города - Даугавы или, по-русски, Западной Двины.

Первый Рижский замок был построен ливонскими рыцарями в XIV веке, там поселился магистр ордена, но ненадолго. Судя по всему, человек он был конфликтный и разборки с местными в итоге заставили его переехать в Цесис, а замок в ходе крупного конфликта был разрушен.

Его восстановили в XVI веке, после чего здесь жили сначала польские, затем шведские наместники. Замок всё это время перестраивался и достраивался. В XVII веке замку добавили функцию тюрьмы. После взятия Риги в 1710 году русскими войсками замок стал резиденцией генерал-губернаторов, при этом оборонительные функции замка были окончательно отброшены, но тюрьму оставили.

В XX веке замок использовался как резиденция президента, что не помешало ему прийти в довольно унылое состояние. В 2012 году началась глобальная реставрация, которая продолжалась и во время нашего визита.

В целом замок не производит сильного эффекта. Хаотичное смешение архитектурных форм и не выдающийся в целом внешний вид. Если бы не башня, то и не было бы понятно что это и есть Рижский замок.


В поисках лучшего вида обходим замок и выходим на набережную. Увы, здесь всё ещё грустнее, каменная стена одетая в строительные леса и ничего больше. Возле замка через Даугаву перекинут вантовый мост, а на другом берегу Рига уже другая, соверменная.


Обойдя крюк по набережной, выходим к Арсеналу. Это здание было возведено в первой половине XIX века в до боли знакомом каждому петербуржцу стиле классицизма. Сейчас внутри расположена выставка Латвийского Национального художественного музея, на которую приглашают выставленные вдоль здания многочисленные каменные головы. Это работы современных скульпторов изображающие, порой весьма авангардно, различных деятелей культуры. Все они снабжены табличками на трёх языках, один из которых русский.


Улица, на которой расположен Арсенал, называется Башенной, или Торня (латыш. Torņa iela). Улица появилась в XVII-XVIII веках у городской стены. В то время район у стен активно застраивался и нужно было решать проблему транспортной доступности, то есть организовать проезд. Шведы, владевшие городом в 1698 году решили эту задачу просто - пробив ворота в стене дома. Эти ворота сохранились в первоначальном виде до наших дней


Чуть дальше по улице - реконструированный фрагмент той самой городской стены и башня Рамера. Оборонительный рубеж создавался вокруг города ещё с 1207 года. В укрепление входили 28 башен и стена протяженностью более 2 километров,  высотой 8 метров и толщиной почти 2 метра. В XVI веке люди начали пристраивать к стене свои дома, многие из которых впоследствии были снесены вместе со стеной. Башню Рамера и часть стены восстановили уже в конце XX века - в 1987 году.


Заканчивается фрагмент стены довольно внезапно, прямо над улицей.


Чуть поодаль находится ещё один элемент былых укреплений - Пороховая башня. Здание было возведено в XIV веке над воротами, называвшимися Песчаными. Высота башни - 26 метров, диаметр чуть меньше - 20, а толщина стен у основания около трёх метров.

"Пороховой" башня стала уже в XVII веке, то ли из-за того что там был оборудован склад пороха, то ли из-за постоянно клубившегося над ней дыма. У башни огромный боевой опыт - в ходе войн ей регулярно доставалась порция ядер. По легенде, в 1709-1710 годах её обстреливал лично сам император Пётр I. Несколько ядер, вроде бы, так и остались замурованы в стенах.

Вообще с легендами тут полный порядок. Вот ещё одна: простояв заброшенной в XVIII и XIX веках, башня была продана студентам Рижского политехнического Университета за 1 рубль. Точнее не сама башня, а право распоряжаться ей и создать там свой "клуб". Студенты собрали весь вековой голубиный помёт и продали его на удобрения, после чего открыли в башне спортзал, студию танца и пивную.

Ещё легенд? Пожалуйста! В этой пивной ещё в 1912 году студенты Арно Шикеданц и Шейбнер-Рихтер создали первый в мире нацистский кружок, сформулировав идею Рейха задолго до Гитлера. Впрочем, это не легенда...

Сейчас башня - часть Латвийского военного музея.


От башни по бульвару Зигфрида Анны Мейеровица (латыш. Zigfrīda Annas Meierovica bulvāris) возвращаемся в начало нашего похода - к памятнику Свободы и часам Лайма. Здесь улица меняет название на бульвар Аспазии (латыш. Aspazijas bulvāris). 

Эти бульвары - широкая улица с трамвайными путями. Трамвай для Риги - это что-то большее чем общественный транспорт. Наверное, это ещё один её символ. Исторически, именно он был главным городским транспортом. Рижскому трамваю больше ста лет, первый электрический вагон вышел на маршрут в далёком 1901 году, а конки начали перевозить граждан ещё на 19 лет раньше.

К началу Первой мировой войны длина трамвайных линий составляла 49 километров, но к концу Второй мировой вся сеть была разрушена. Сегодня в Риге действует девять трамвайных маршрутов, при этом на линиях совместно трудятся вагоны из прошлого, производства Татра, и современные низкопольные машины Шкода.


На бульваре расположено здание Латвийской национальной оперы, построенное в 1863 году и реконструированное в 1995 году. 


Пройдя мимо оперы мы вновь сворачиваем в Старый город и бредём по его улочкам.


Внезапно мы выходим к кафе, мимо которого просто не можем пройти.


Кафе "Ленинград" - весьма необычное и очень атмосферное место. Внутри оно оформлено как среднестатистическая квартира советского периода. Почему-то тема СССР в Риге постоянно где-то рядом с нами, совпадение?


Обстановка неформальная, неплохой выбор алкоголя в баре и закуски с "советскими" названиями. Например, можно выбрать один из четырёх бургеров: "Перестройка", "Одесса-мама", "Ленинградские ковбои" или "Москва слезам не верит". А запить их можно, например, пивом "Ленинград Медовое".


Конечно есть и более серьёзное меню, включающее солянку и пельмени, блины и мясо с овощами. И запивать это нужно также более серьёзными напитками, такими как белое столовое вино в гранёном стакане или водка "Горбачёв". Цены на всё это вполне умеренные.


Что касается развлечений, то здесь с этим нет проблем. Тут можно встретить живую музыку в исполнении самых разных музыкальных коллективов, а можно попасть на поэтический вечер. Кроме того, можно почитать книги советского времени, поставить пластинку или кассету, включить старый добрый ламповый телевизор. Ощущения от кафе очень положительные, чувствуешь себя как дома и уходить не хочется. Но надо.


Побродив ещё немного по Старой Риге смотрим на часы. Времени уже много и пора задуматься о том, чтобы выбираться отсюда в сторону дома. В поисках троллейбусной остановки мы отправляемся в парк напротив Старого города. Он называется Бастионная горка и построен на месте фортификационных валов. 


Из одного парка, плавно переходим в другой - Эспланаду. Здесь мы неожиданно попадаем на крупный музыкальный фестиваль - Всемирную хоровую олимпиаду, крупнейшее в мире соревнование хоров.


Немного послушав, двигаемся дальше и доходим до Христорождественского собора, кафедрального храма Латвийской православной церкви. 


На этом месте наша экскурсия окончена, прыгаем в троллейбус и покидаем центр Риги.

Спасибо за внимание, продолжение следует :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий