19 июня 2017

Большое Прибалтийское Путешествие. День тринадцатый.

18 июля 2014 года

Утро тринадцатого дня у нас было раннее, так как к десяти часам уже нужно было выкатиться из домиков. Погода радовала солнцем и теплом, активность среди шатров на берегу озера поубавилась, видимо всё уже готово.



С вечера не обратили внимания, но оказывается в домиках мы жили не одни. Под крышей каждого  домика оказалось по несколько вот таких вот гнёзд, заселены были, правда, не все.


Покинув кемпинг отправляемся в город Кулдига (латыш. Kuldīga). Этот маленький городок имеет богатую и древнюю историю. В письменных источниках он впервые упоминается в середине XIII века, тогда же здесь был построен замок Гольдинген. 

Город был весьма известным и важным в своё время, в XIV веке он вступил в Ганзейский союз, а до 1616 года даже являлся столицей Курляндии. Замок снесли в середине XVIII века, но и без него в городе есть на что посмотреть.

Мы паркуемся у кафе на берегу реки Вента, возле одной из главных достопримечательностей города - кирпичного моста. Первым делом завтрак, культурная программа потом. 


Мост этот - самый длинный из оставшихся действующих кирпичных мостов в Европе. Длина его 164 метра, а построен он за один год, с 1873 по 1874. В XX веке мосту несколько раз серьёзно доставалось, он ремонтировался и снова разрушался. Нынешний, весьма презентабельный, вид был предан мосту в ходе реставрации 2008 года.

Фотосессия начинается прямо на парковке.


Неподалёку расположена вторая достопримечательность города - водопад Вентас-Румба, который носит гордое звание самого широкого водопада в Европе. В зависимости от количества воды в реке его ширина меняется от 100 до 279 метров. После разочарования, связанного с посещённым ранее самым широким водопадом Эстонии, Ягала, многого мы не ждали и эти неожидания оправдались. Водопад и вправду довольно широк, но высота в 1,5-2 метра делает его скорее хорошим таким порогом.


Злые языки говорят, что он и вовсе является творением рук человеческих, якобы для строительства замка Гольдинген камни выгребались со дна реки. 

Но знаменит водопад не только своей шириной. С давних времён здесь процветает рыбная ловля. Лосось идущий на нерест против течения вынужден преодолевать препятствие, прыгая из воды. В XVII веке курляндский герцог изобрёл приспособление в виде корзины для ловли "летающей" рыбы, использовать которое продолжали аж до Второй мировой войны. Почитают эту славную традицию и сегодня, проводя весной грандиозный рыбный праздник с незамысловатым названием "Летает рыба".


После того, как вся рыба пролетит, к водопаду начинают подтягиваться люди. Летом это место активно используется для купания. Существует версия что именно для этого под водопадом были выдолблены "купальни", но подтверждений тому нет. Поэтому характерный рельеф может быть как "ванной", так и частью системы ловли рыбы или, вовсе, естественным образованием.


То ли из-за недосыпа, то ли из-за лени, но идти дальше водопада участники экспедиции отказались, поэтому на противоположный от кафе и парковки берег Casper отправился в одиночестве, существенно сократив программу осмотра.


Перейдя по каменному мосту на другой берег, он отправился в городской сад, расположенный на месте, где некогда возвышался замок. Сад не очень большой, но очень красивый. У него три основных изюминки. Первая - водоём с фонтаном, по берегам которого можно неспешно прогуливаться, вдыхая аромат цветов или просто посидеть на лавочке и подумать о чём-то своём.


Цветов в парке очень много. Вторая изюминка - "река цветов", представляющая собой длинную клумбу на дне оврага, проходящего через весь парк.


Третья изюминка - это разнообразные скульптуры, встречающиеся на дорожках парка то здесь, то там.


На выходе из парка поджидает как-то недобро улыбающееся здание...


Хотя на самом деле Кулдига, по крайней мере в центре, выглядит весьма достойно - здесь чисто, красиво, видно что город реставрируется. Пройдя по нескольким улицам Casper вышел к ещё одному симпатичному кирпичному мостику.


А за ним расположен второй водопад города Кулдига, на речке Алекшупите. Он тоже "самый" - самый высокий в Латвии, и тоже не особо впечатляет.


На этом знакомство с городом пришлось завершить из-за нехватки времени, но никак не из-за недостатка достопримечательностей. Городок определённо стоит более вдумчивого и продолжительного посещения. Ну а нас дорога Р112 везёт обратно к побережью, в город Лиепая (латыш. Liepāja).


Лиепая - третий по величине город Латвии с населением чуть больше 70 тысяч человек. С XIII века это место было известно под названием Лива и это было обычное рыбацкое селение. Оно росло и развивалось, переживало войны и тяжелые времена забвения, равно как и сытые богатые времена, входило в состав Пруссии и, наконец, в 1625 году Лива официально стала городом. 

Город развивался как крупный торговый порт, как промышленный центр и, разумеется, как курорт. В 1919 году Лиепая даже стала столицей Латвии, правда всего на полгода.

Сегодня Лиепая несколько утратила былое величие, однако всё ещё играет большую роль как в экономике страны, так и в её туристической отрасли.

На площадке на въезде в город мы остановились для небольшой фотосессии. Здесь же нам представилась возможность пересесть на велосипеды, но что-то с ними не очень получалось и путь пришлось продолжать на машине.


Парковки в центре Лиепаи преимущественно платные, а платить нам не хотелось. Поэтому пришлось начать с обзорной автоэкскурсии по центру города, в результате которой мы всё-таки нашли бесплатное место возле ледовой арены "Лиепайских металлургов".

Бросив машину, выходим на набережную Торгового канала. Канал вырыт в конце XVII века, как замена реке Ливе, соединявшей Балтийское море с Лиепайским озером, но обмельчавшей, а ныне и вовсе исчезнувшей с карты города. 


На берегу канала стоит монумент посвященный Великой Отечественной войне. Мужчина с гранатой, матрос и девушка стоят на постаменте, на котором высечена надпись "Защитникам Лиепаи. 1941. 23.6-29.6".


Переходим Торговый канал по мосту и направляемся к центру старой Лиепаи - площади Роз. Долгое время на этом месте располагалась рыночная площадь, но в 1910 году было решено торговлю переместить, а площадь преобразовать. В 1911 году здесь было высажено пять сотен розовых кустов, после чего вопрос с названием площади был окончательно решён.

На площади находится туристическое бюро, где можно бесплатно взять карту города и узнать о специальном маршруте, помогающем туристам легко ознакомиться с основными достопримечательностями центра Лиепаи. Он называется "Лиепая - как по нотам!". Начинается он с самой площади, о чём сообщает большой скрипичный ключ на мостовой.


Отсюда нужно следовать за значками нот, также расположенными прямо на дороге, и своими хвостами указывающими направление движения. Достопримечательности обозначены названиями нот и изображениями музыкальных инструментов.


Почему именно ноты? Потому что Лиепая считается музыкальной столицей Латвии, здесь проводятся различные музыкальные тусовки. С 1964 года здесь регулярно проходил грандиозный рок-фестиваль «Лиепаяс Дзинтарс», ныне заменённый на ещё более фантастический Summer Sound.

Как заправские бунтари мы пошли против системы, точнее против предполагаемого направления движения по маршруту. Первым делом мы оказались около собора Святой Троицы. Церковь построена в XVIII веке, а знаменита, в первую очередь, установленным здесь механическим органом производства того же века.

Музыкальный инструмент, изготовленный Хайнрихом Андреасом Конциусом, является крупнейшим в мире органом, не подвергавшимся переделке. Его звуки регулярно слышны на богослужениях и концертах. Помимо органа к услугам туристов смотровая площадка на колокольне собора. Мы решили сперва быстро пробежаться по маршруту, а затем посетить органный концерт и подняться на башню, но это было ошибкой - мы не успели.


От церкви мы возвращаемся к Торговому каналу, но не переходим на тот берег, а идём вдоль канала к месту обозначенному как "променад". На набережной идёт активное строительство, в 2015 году эти торчащие палки стали современным концертным залом Lielais dzintars, что значит "Большой янтарь".


Сам променад не произвёл большого впечатления. С одной стороны расположено большое здание отеля, с другой - пришвартованные корабли, за которыми канала и не видно. Впечатление, как от прогулки в порту, хотя путеводитель утверждает, что это место является центром активной культурной и ночной жизни.


Выход с променада и вовсе осуществляется по неприметной и не слишком презентабельной улочке с обшарпанными деревянными домами. Казалось бы, уж если вносите улицу в официальный туристический маршрут, так позаботьтесь о том чтобы она выглядела прилично. Впрочем, нельзя отрицать что здесь присутствует особый колорит.


На углу с улицей Юрас (латыш. Jūras iela) возле таких же деревянных домов огранизована экспозиция из пушек и якорей, не отмеченная на туристической карте. Пушки, если верить написанному на них, отлиты в XIX веке на Обуховском сталелитейном заводе в нашем родном Петербурге.


По улице Юрас доходим до перекрёстка с проспектом Курмаяс (латыш. Kūrmājas prospekts). Здесь официальный путеводитель предлагает два варианта развития событий - либо по короткому маршруту через одну ноту, либо по длинному, через четыре музыкальных инструмента и прибрежный парк. Мы выбираем второй вариант.


Застройка проспекта Курмаяс относится к концу XIX - началу XX века. Здесь в основном проживали аристократы, поэтому стильные сооружения соответствуют. Кроме них на улице стоят отлитые в бронзе скульптуры, олицетворяющие образы из гимна Лиепаи, песни "В городе, в котором рождается ветер", написанной в 1973 году композитором Калныньшем. Вот, например, скульптура "Лодочник", она относится к следующим словам гимна: "В городе, в котором рождается ветер, лодочник тешет доску для лодки, а гробовщик для гроба, в городе, в котором рождается ветер...". Позитивно, правда?


"...В городе, где рождается ветер, ворона сидит на ветке, ветер рвёт крышу, но всё не сорвёт... в городе, где рождается ветер...".


"В городе, где рождается ветер, янтарные латыши сидят по кабачкам и иногда бьют посуду, в городе, где рождается ветер...".


Пожалуй такую бронзовую посуду не под силу разбить не только янтарным латышам, но и русским богатырям.


"В городе, где рождается ветер, телефонисты сидят на столбах и хорошо, что ветер их не срывает, в городе, где рождается ветер..."


При желании, продолжить знакомство с Лиепаей можно в городском музее на этом же проспекте в доме с номером 16. Мы же решаем ограничиться простой прогулкой.


На одном из перекрёстков продаётся деревянная усадьба. Вообще, за время этого путешествия мы часто видели такие надписи, очень много недвижимости продаётся таким способом во всех странах Балтии. И очень часто в похожем состоянии.


Заканчивается проспект возле Приморского парка, разделяющего город и пляж. Здесь находится достопримечательность, обозначенная на туристической карте трубой - монумент, изображающий женщину всматривающуюся вдаль. Это памятник погибшим морякам и рыбакам, всем кто не вернулся из моря. 


А у его подножия - ещё одно бронзовое посвящение гимну города: "В городе, где рождается ветер, пригнулся к земле человеческий лес, но корни ветер не вырвет, в городе, где рождается ветер..."


Здесь же, рядом с памятником расположена бесплатная парковка, которой мы воспользуемся чуть позже. Пока же мы неторопливо бредём по Приморскому парку Лиепаи. Он был разбит ещё в конце XIX века, постепенно разрастался и сейчас является одним из крупнейших парков Латвии, занимая 70 гектаров земли. В парке произрастает около 140 видов деревьев и кустарников, проложены дорожки, работает фонтан.


Ещё одна достопримечательность парка - огромные барабаны, призванные подчеркнуть тот факт, что Лиепая и музыка неразделимы.


Пройдясь по тихим и уютным дорожкам парка, возвращаемся в "каменные джунгли", отправляясь в сторону центра по улице с неблагозвучным, для русского уха, названием - Пелду (латыш. Peldu iela).

Оказавшись в центре, мы направляемся к Собору Святого Язепа, крупнейшему католическому собору города. Первоначально, церковь на этом месте была освящена в 1762 году. Тогда её нарекли именем святого Карла Боромея. Затем последовало несколько переименований и в итоге остановились на Святом Язепе, т.е. Иосифе. В XIX веке здание реконструировали, да так основательно, что изначальная церковь стала лишь боковой капеллой нового здания.



От одного религиозного сооружения переходим к другому - на площади Куршу расположена церковь Святой Анны, первый лиепайский городской храм. Впервые упоминается в начале XVI века, но последняя перестройка была произведена в XIX веке. У церкви две гордости - алтарь, высотой около десяти метров, выполненный в 1697 году, и орган, третий по размеру в Латвии.


Здесь же, на площади, расположен крупнейший городской рынок - Петровский. Торговый павильон открылся в 1910 году, удачно вписавшись в окружение храмов.


С площади мы переходим к последней точке нашего туристического маршрута - к аллее славы. Лиепайская аллея славы - это 35 плит с отпечатками ладоней музыкантов, 10 плит посвященных музыкальным группам и пять - для музыкантов, которым не суждено уже оставить здесь отпечатки своих ладоней.


Отдельно стоит упомянуть о еде. В Лиепае, как во всяком уважающем себя курортном месте, с этим совершенно нет проблем. Разнообразные кафе и рестораны готовы удовлетворить любой вкус и кошелёк. А на том самом рынке можно купить не только мясо или колбасу, но и свежих фруктов и ягод, что мы и сделали.


Дело было к вечеру, когда мы закончили обход Лиепаи "по нотам", поэтому мы вернулись к машине и отправились на найденную ранее парковку возле памятника погибшим в море. Оставив там машину и вновь пройдя через Приморский парк, мы выходим на пляж.

Пляж Лиепаи - один из лучших на побережье Балтики. Он весь покрыт мельчайшим золотистым и белым песком. Говорят, что когда-то песок с этих пляжей почти не фильтруя использовали в песочных часах. Ширина песчаной полосы местами достигает 70 метров, при этом здесь всё очень цивилизованно - дорожки и деревянные мостки, скамейки, урны, кабинки, чистота. Не просто так над этим пляжем развевается голубой флаг - знак качества.


Единственный недостаток, о котором часто упоминается - ветренность. Да, Лиепая - город, где рождается ветер. Хотя нам повезло и мы попали сюда в штиль.

Купаться почему-то никто не захотел, но каждый нашел на этом пляже себе занятие по душе. Кто-то фотографировался у огромных букв...


...а кто-то мгновенно приступил к медитации.


Сколько прошло времени, достоверно неизвестно. Солнце и вода медленно, но верно сближались, пора было подумать о ночлеге. Мы решили не оставаться в Лиепае, а отправиться на юг по трассе А11 и поискать жильё по пути. 

Мы были уверены, что проблем с кемпингами в этом районе Латвии не возникнет, и не ошиблись. Первой попыткой была база отдыха Janči, но там не оказалось возможности разместиться с палаткой. Выехав оттуда и проехав ещё один километр, заруливаем в следующий кемпинг. Здесь уже закрыт ресепшен, а вай-фай ловит только у здания администрации, которое уж очень далеко от палаточной поляны. Окей, вычеркиваем.

Ещё немного, и снова сворачиваем по знаку "кемпинг". Крупная туристическая база, разделённая на отель и кемпинг, полна народу, но интернета на площадке не наблюдается. Общим голосованием решаем ехать дальше, хотя Andre уже начинает проявлять слабую нервозность.

Ещё немного продвигаемся по шоссе и снова сворачиваем по знаку. Здесь кемпинг уже попроще, каких-либо строений не видно вообще, под кустами кое-где стоят палатки и кемперы. К нам бодро подруливает мужичок на велосипеде и предлагает найти место, озвучив ценник за две палатки и машину - 25 евро. На вопрос "есть ли интернет?", радостно сообщает: "в следующем году будет!". Ну да, мы подождём. В другом кемпинге.

Снова та же схема - пара километров по шоссе, знак, сворачиваем на просёлочную. На траве в поле стелится туман, немного петляем и упираемся в шлагбаум, рядом с плакатом "Велкам!". Тут же откуда-то из тумана появляется мужчина, неторопливо подходит к шлагбауму и останавливается, убирая руки в карманы шорт. 
Выходим, договариваемся - 15 евро. В кемпинге есть бесплатный вай-фай на всей площадке, душ, туалет, кухня и электричество, которое стоит дополнительных денег, если надо подключить что-то жрущее, но за наши ноутбуки-телефоны, доплачивать не потребовалось. Народу было мало и мы смогли занять самое лучшее место на краю поляны, возле дерева и электрических розеток. Дополнительный бонус - море в 400 метрах через лес, с песчаным и абсолютно пустынным пляжем. Называется этот чудо-кемпинг "Gaiļi” и расположен он в 12 километрах от Лиепаи (коорд. 56.40677023875, 20.99650946909). Здесь и завершился тринадцатый день Большого Прибалтийского Путешествия.


Пробег дня - 120 километров, а маршрут вот такой:


Спасибо за внимание, продолжение следует :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий