08 июля 2017

Большое Прибалтийское Путешествие. День четырнадцатый.

19 июля 2014 года

Кемпинг "Gaiļi”, где мы остановились, оказался прекрасным местом. Чистый, тихий и малолюдный, при этом достаточно комфортный и расположен весьма удачно. И одно из его главных достоинств - великолепный пляж, при этом абсолютно пустынный. Мы задержались с отъездом, специально чтобы ещё раз посетить его.



Покидаем кемпинг мы уже днём. Солнечная суббота, на дорогах довольно много машин, а мы двигаемся по шоссе А11 в сторону Литвы. Несмотря на то, что А11 - это так называемая главная дорога (по классификации дорог Латвии, в эту категорию входят международные трассы и шоссе соединяющие крупнейшие и важнейшие города страны), выглядит она неважно. Это обычное двухполосное загородное шоссе, местами идеально ровный асфальт, но чаще колейность, заплатки, трещины, и небольшие неровности. Однако при этом дорога вполне позволяет ехать и разрешённые 90, и немного больше.

Всего полчаса езды и мы пересекаем границу Литвы. КПП пустуют, в главном здании жизни, похоже, тоже нет. Проезд, разумеется, абсолютно свободный.


Со строны Литвы дорога А11 становится дорогой А13, что резко улучшает качество асфальта. Ещё через полчаса мы въезжаем в Палангу (лит. Palangà).

Паланга - крупнейший курорт Литвы, известный также как летняя столица страны. Древний город известен с XII века, но, судя по находкам археологов, люди здесь жили намного дольше. Приморский городок, как и положено, жил рыболовством и торговлей, а также сбором и обработкой янтаря. А сегодня город стал одним из самых популярных курортов Балтики, здесь проходят музыкальные фестивали, праздники и мероприятия. 

Медленно катясь по одной из главных улиц города, улице Витовта, ищем парковку. В центре они все платные, но стоит свернуть и шанс найти бесплатное место увеличивается многократно. Мы нашли такое на большой площадке на углу улицы Спорта и улицы С.Дарюс и С.Гиренас.

Бросив машину возвращаемся на улицу Витовта пешком. Витовт - это великий литовский князь XIV-XV веков, ещё при жизни получивший звание Великий. При нём Великое княжество Литовское достигло пика своего могущества, чем он и заслужил вечную память.

2014 год был последним годом собственных литовских денег, литов. С 1 января 2015 года страна перешла на евро, ну а нам пришлось озаботиться добычей некоторого количества наличных, поскольку картой в Литве, тем более в сельской её части, можно расплатиться не всегда. Найденный банкомат Сведбанка (Swedbank) без проблем и с минимальной комиссией выдал каждому участнику экспедиции заветные бумажки с изображением здания Банка Литвы в Каунасе (купюры 100 литов) и портретом Йонаса Басанавичюса (50 литов). Кстати, на купюре достоинством 5 литов был изображён всё тот же Витовт Великий.


После Пярну, Юрмалы и даже Лиепаи, Паланга выглядит роскошно. Кварталы симпатичных вилл и дорогие машины, медленно проплывающие по главной улице. И люди, столько людей, кажется, не было даже в центрах посещённых нами столиц прибалтийских государств.


Неспешно прогуливаясь доходим до костёла Вознесения Пресвятой Девы Марии. Сооружение в стиле неоготики построено в конце XIX - начале XX веков на замену старому, деревянному, который был впервые построен в XVI веке и впоследствии несколько раз перестраивался. Внутри стоят внимания деревянные алтари, перенесённые из старого костёла, и центральный алтарь с изображением Богоматери.


Это действующий храм, здесь проходят службы и мероприятия вроде свадьб, на которые приезжают вот в таких колесницах:


Ещё одна достопримечательность улицы Витовта - памятник, посвященный страшной трагедии 1941 года. В то время Паланга ещё не была таким большим и развитым курортом, но  на этом месте, недалеко от берега моря, уже открыли первый в городе пионерский лагерь. Именно он и попал под безжалостный артобстрел немецких войск ночью 22 июня. Из более чем двух тысяч отдыхавших там детей удалось уцелеть немногим и ещё меньше кому удалось пережить все последовавшие ужасы войны. Подробнее можно прочитать в рассказе участника той трагедии, литовского писателя М. Слуцкиса "Мы из Паланги!" из сборника "Дети военной поры". 


Какая главная достопримечательность на любом курорте? Конечно, пляж. Туда мы и отправились по знаменитой улице Йонаса Басанавичяуса. Это, пожалуй, самая курортная улица города - здесь полно кафе, ресторанов, уличной торговли. На этой улице проходят и основные городские мероприятия.


На площади перед пляжем работает фонтан, украшенный скульптурой "Юрате и Каститис", установленной здесь в 1960 году. Эти двое - герои одной из известнейших народных литовских сказок. 

По сюжету Юрате - то ли богиня, то ли русалка, жившая на дне Балтийского моря в янтарном дворце, Каститис же - простой рыбак. Однажды он наловил рыбы сверх меры и Юрате, как смотрящая за морем, отправилась покарать его. Но вместо этого, как это часто случается, влюбилась в юношу и уволокла его к себе, на дно. Там они жили счастливо, но не долго. Бог-громовержец, литовская версия Зевса, по имени Перкунас, узнал о запретной любви высшего существа и простого смертного и решил наказать их обоих. Увы, этот ни в кого не влюбился и привёл свой план в исполнение, разбив дворец на мелкие кусочки и приковав Юрате к скале на дне. Судьба молодого человека зависит от версии сказки, в одной версии она спасла его, выбросив на берег с помощью шторма, по другой он погиб. Но в любом случае янтарь на берегу Балтийского моря обязан своим появлением именно этим несчастным.


Наконец улица Йонаса Басанавичяуса выводит нас на пляж. Народу здесь так много, что сразу с тоской вспоминается пустынный пляж кемпинга.


Протяженность пляжа Паланги - более 20 километров, здесь приятный мягкий песок, а море мелкое. Сервис на пляже почти отсутствует, но при желании можно найти и лежак, и зонт, и прогулку на лодке вдоль берега. Главное чтобы повезло с погодой.


Продолжением улицы является уходящий в море пирс, с которого открывается отличный вид на береговую линию. Построен он был в конце XIX века по поручению владевшего Палангой графа Тышкевича как причал для кораблей, сперва грузовых, а когда перевозка грузов не окупилась, для пассажирских. Однако и эта затея провалилась - во время штормов причал основательно заносило песком. В 1998 году пирс был укреплён и перестроен и сейчас 470-метровая дорога в море является причалом для прогулочных катеров и излюбленным местом для прогулок.


C пляжа мы отправляемся в парк Бируте, известный также как Ботанический парк. Эти земли в далёком 1824 году приобрёл офицер царской армии граф Миколас Тышкевич, а в 1897 году наследники графа возвели здесь замок, вокруг которого обустроили парк. Для его создания был приглашён известный французский специалист Эдуард Франсуа Андре, чьи парки являются достоянием городов Франции и Италии.


В центре парка - дворец Тышкевичей, с 1963 года занятый Музеем янтаря. Утверждается, что в музее представлена огромная коллекция янтаря с инклюзами и уникумов в пять тысяч экспонатов, но, если честно, экспозиция не произвела на нас большого впечатления.


Перед дворцом стоит с распростёртыми объятиями статуя "Благославляющий Христос", являющаяся точной копией скульптуры более ста лет назад привезённой из Парижа, восстановленной по фотографиям в 90-х годах XX столетия.


Парк - это не только зелень, цветы, аккуратные дорожки и водоёмы. Это ещё и скульптуры. Такие, например, как созданная в 1960 году по мотивам популярной народной сказки статуя "Эгле - королева ужей".


Ещё одна достопримечательность парка обязана своим появлением жене графа Феликса Тышкевича Антонине. По её просьбе в парке был создан грот по мотивам французского Лурда. Для большего соответствия, во время своего путешествия по Европе, супруги купили в самом Лурде статую Марии Лурдской и там же её освятили. Увы, та статуя была утрачена и сейчас её место в нише грота занимает другая.


Нагулявшись по парку, выходим обратно в город. И мимо живописных клумб возвращаемся на пляж.


Чем дальше от пирса, тем меньше становится народу, так что и нам удалось найти подходящее место, чтобы провести время на море.


Отдохнув, позагорав и покупавшись, возвращаемся к машине. Время к вечеру и нас ждёт следующий литовский город - Клайпеда. На выезд из Паланги мы отправляемся по шоссе с номером А11, которое носит говорящее название Кретингос (на самом деле Кретинга - это город, куда оно ведёт, название предположительно куршское, связанное со словом "трясина"). 

При приближении к границе города, мы вдруг заметили что на обочинах стало поразительно много машин. Такого их количества в одном месте мы не видели, пожалуй, во всей Прибалтике. Это было странно. 

Проезжаем знак "конец города", дальше машины стоят не только на обоих обочинах, но и на разделительной полосе и в полях слева и справа от дороги. Один грузовик и вовсе припарковался прямо в левой полосе. Это было очень странно.

Проехав ещё немного мы упираемся в заграждения и полицейских, отправляющих машины на небольшую просёлочную дорожку направо или на разворот. Нам бы лучше было развернуться, но тогда мы этого не знали, как не знали и того, что части трасс А11 и А13, включая развязку в месте их пересечения, ежегодно в середине июля перекрывают для проведения международной автогонки на 1000 км.

По просёлочной дороге проезжаем мимо тысяч запаркованных машин, лавируя между толпами людей, и вскоре оказываемся одни на грунтовке среди полей. Покружив там, в конце концов находим верный путь и вот, снова у нас под колёсами асфальт. Мы опять выезжаем на дорогу А11, уже за перекрытым участком. Дальше - проще. Доехав до Кретинги, сворачиваем на развязке на 168 дорогу, которая ведёт прямиком в Клайпеду.

Солнце уже опустилось к горизонту, когда мы въехали  в город. Перед нами остро встал вопрос по поводу дальнейших действий - либо искать ночлег и с утра осмотреться, либо переправиться паромом на Куршскую косу и заночевать уже там, оставив Клайпеду неисследованной. Пришлось немало покататься по городу в попытках реализовать первый вариант, но это не привело ни к какому результату - в тех пунктах размещения что мы смогли найти мест категорически не было, ни в хостелах, ни в кемпингах. Это автоматически приводило нас ко второму варианту, тем более солнце уже село и время стремительно приближалось к полуночи.  

Найти причал парома тоже оказалось не просто. "Навител Навигатор", установленный в машине, увёз нас в район порта и долго катал по тупикам промзоны. В итоге на паром мы загрузились в 0 часов 10 минут и он быстро перетащил нас на другой берег. Но легче от этого не стало.


Найти ночлег здесь оказалось ещё сложнее, а просто поставить палатку в лесу нельзя - заповедник! Поэтому покатавшись по литовской части косы мы в итоге около двух часов утра заснули в машине на парковке возле заправки.

Маршрут дня, не считая многочисленных кругов по порту Клайпеды составил 140 км и выглядел вот так:


Спасибо за внимание, продолжение следует :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий